Заброшенные гарнизоны
В начале 2000-х годов многие гарнизоны и их взлетно-посадочные полосы (ВВП) в отдаленных районах нашей страны были заброшены. Некоторые из них в настоящее время практически полностью разрушены. Это и определило направление деятельности проектировщиков. Инженеры управления проектирования аэродромов Центрального проектного объединения при Спецстрое России уже начали работать над реконструкцией аэродромов, расположенных в суровых климатических условиях.
«Надо понимать, что в этих проектах реконструкция подразумевает, как правило, возведение совершенно новых взлетно-посадочных полос, так как время и климат внесли свой разрушающий вклад в состояние полотна аэродромов», — рассказывает начальник управления проектирования аэродромов филиала «Щелковский Спецстройпроект инженерных изысканий» Виктор Щелкунов.
Степь
Один из восстанавливаемых аэродромов — Степь — расположен в Забайкальском крае, в 250 километрах от Читы. Это аэродром фронтовой авиации — гарнизон расположен рядом с российско-китайской границей и предназначен для взлета и посадки самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов.
«Специалисты ЦПО провели инженерные изыскания и разработали план строительства на месте Степи новой современной авиабазы со всей необходимой инфраструктурой, включая жилой городок, — говорит главный инженер проекта управления проектирования аэродромов Владислав Бычков. — Восстановление аэродрома будет проходить в несколько этапов: первый включает сооружение новой взлетно-посадочной полосы, трех казарм и здание контрольно-диспетчерского пункта. Все эти объекты Главное управление строительства дорог и аэродромов планирует сдать в конце нынешнего года».
«Особенность этого объекта — ярко выраженный континентальный климат с резкими перепадами температур, сложные засоленные и глубоко промерзающие грунты, которые непросто подготовить в качестве основания под монолитный бетон, — комментирует начальник отдела экологических изысканий управления изыскательских работ филиала „Щелковский Спецстройпроект инженерных изысканий“ Руслан Урядченко. — Морозы здесь такие, что во время проведения изысканий один наш специалист даже получил обморожение. Работа и служба в таких условиях — доказательство верного служения Родине и ее интересам».
Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу поставил задачу в 2016 году создать не только военную, но и социальную инфраструктуру аэродрома и военного городка Степь в Забайкалье, где разместится отдельный штурмовой полк на самолетах Су-25. «Все работы закончить в 2016 году», — распорядился министр, заслушав в понедельник, 8 июня 2015 года, доклад представителей Третьего командования ВВС и ПВО Восточного военного округа (ВВО) и руководства Спецстроя.
Уже в этом году должна быть построена монолитная трехкилометровая взлетно-посадочная полоса, способная принимать все типы летательных аппаратов, рулежные дорожки и стоянки, другая аэродромная инфраструктура, создана авиационная комендатура. После завершения строительства аэродрома, который расположен в 250 километрах к юго-востоку от Читы, здесь разместится отдельный штурмовой полк, что позволит существенно повысить пространственные возможности боевой авиации.
Министр обратил внимание командования округа и Спецстроя, что для размещения офицерского состава надо строить дома коттеджного типа, а также другую социальную инфраструктуру. При этом он особо подчеркнул, что необходимо обеспечить гарнизон нормальным водоснабжением, а также обеспечить строительство котельных, работающих на газе, а не на мазуте. «Это намного экономнее, надежнее в суровых климатических условиях региона», — отметил Шойгу.
Министр поставил задачу максимально использовать сохранившиеся ангары и капониры, другие капитальные сооружения, а все полуразрушенные строения — рекультивировать. После окончания строительства и размещения полка здесь разместятся около 1000 военнослужащих.
Вся авиационная и специальная техника для аэродромно-технического обслуживания должна быть поставлена до конца текущего года. Для ее хранения нужно построить тенто-мобильные укрытия. Они позволяют поддерживать постоянный температурный режим, что повышает ресурс техники в условиях резких перепадов температур, свойственных для Забайкалья. В соответствии с распоряжением Министра обороны, в военном городке будет работать стационарный медицинский пункт с штатным персоналом. Новейшее оборудование, в частности, позволит консультировать больных посредством специальных средств связи, используя так называемую телемедицину.
Темп
«Еще одним стратегически важным и по-настоящему интересным, „суровым“ объектом мы считаем реконструкцию военной базы и аэродрома Темп на острове Котельный архипелага Новосибирские острова, — продолжает Владислав Бычков. — Взлетно-посадочная полоса здесь, в Республике Саха, будет грунтовая, так называемая временная, так как работает только в зимний период, то есть 9-10 месяцев в году. Получается аэродром на льду: самолеты приземляются на снег, уплотненный грейдерами. Строительство монолитной ВВП здесь было бы неоправданно дорогим, так как строительные материалы завозятся только по воздуху или воде».
Кроме того, именно на базе Темп планируется отработать типовое для всех заполярных объектов решение — внедрение нового вида военной базы «Полярная звезда». Задача разработать комплексное здание для 200-300 человек, приспособленное для комфортной жизни военнослужащих в условиях Крайнего Севера вне боевых дежурств, была поставлена проектировщикам лично Министром обороны. В нем будут расположены казармы, столовые, склады, учебные классы, комнаты отдыха, штабы, а также теплые крытые переходы к автомобильной технике.
«Полярная звезда» имеет три автономных луча, каждый из которых символизирует свой род войск. Например, на острове Котельном это зенитное отделение, пункт наведения авиации и радиолокационное отделение. Раньше комплексные базы имели разный вид — где-то это был цилиндр, где-то квадрат. Сейчас в Министерстве обороны хотят создать типовое и максимально удобное решение, применимое на всех заполярных военных базах.
Арктический аэродром на архипелаге Новая Земля подготовлен к приему боевой авиации, об этом 17 сентября 2014 г. сообщил журналистам представитель Западного военного округа (ЗВО) Олег Кочетков.
«Специалисты материально-технического обеспечения (МТО) ЗВО в рамках тактико-специальных учений выполнили задачи по подготовке аэродрома к посадке боевой авиации, обслуживанию авиационной техники на земле, выполнению заправки топливом, азотом и кислородом, а также подготовки летного состава и истребителей к дальнейшему вылету», — сказал Кочетков, отметив, что экипажи истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ уже отработали посадку на новый аэродром.
По словам представителя военных, скоро подразделения МТО перебазируются на аэродром в Мурманской области, где им предстоит пройти учения по скоростному ремонту аэродрома после применения условным противником авиационных средств поражения. В плановых учениях подразделений МТО объединения ВВС и ПВО задействовано более 150 человек и около 20 единиц спецтехники. Учения проходят одновременно с летно-тактическими учениями смешанного авиаполка ЗВО в Арктике и продлятся до 21 сентября 2014 г.
В марте этого года передовые подразделения ВДВ России в ходе учений, впервые в российской истории, десантировались на Новой Земле и Земле Франца Иосифа (Арктика). В августе прошлого года главнокомандующий ВВС РФ Виктор Бондарев заявил журналистам, что находящийся на острове Котельный аэродром «Темп» в скором времени доведут до уровня, когда он сможет принимать все виды самолетов.
До конца 2014 года Россия планирует расширение военной группировки в арктической зоне. На острове Котельный разместится 99-я тактическая группа, а 80-я Отдельная мотострелковая бригада - в поселке Алакуртти Мурманской области. Кроме того, на островах Земли Александра I (архипелаг Франца-Иосифа), Новой Земле, острове Врангеля и мысе Шмидта будут развернуты радиолокационные посты и пункты наведения авиации. Планируется усиление пограничных войск ФСБ. К октябрю 2015 года на арктических островах должны завершиться работы по восстановлению инфраструктуры противовоздушной обороны.
25 мая 2015 ФГУП «Спецстройинжиниринг» при Спецстрое России провело тендер по второму и третьему этапам строительства и ввода в эксплуатацию аэродрома «Темп» на острове Котельный архипелага Новосибирские острова в Арктике; на эти цели планируется направить порядка 5 миллиардов рублей.
Тендер прошел в виде закупки у единственного поставщика, которым стало ФГУП «Главное управление строительства дорог и аэродромов при Спецстрое РФ». Подписание итогового акта работ назначено на 11 октября 2016 года, следует из проектной документации.
Россия намерена укрепить свои позиции в Арктике по всем фронтам: и военно-политическом, и финансово-экономическом.
Тикси
«Кроме уже перечисленных объектов мы успешно решаем задачу реконструкции аэродрома Тикси, самого северного города Якутии, построенного в условиях вечной мерзлоты» — рассказывает начальник Центрального проектного объединения Андрей Нечаев.
«Это аэродром совместного базирования, то есть он стратегически важен и для военных, и для гражданского населения. Мы уже получили положительное заключение госэкспертизы по первому этапу реконструкции, и скоро строители приступят к работе. Уверен, опыт наших специалистов по проектированию объектов, расположенных в сложных климатических условиях, будет востребован Министерством обороны. Мы, в свою очередь, готовы применять самые передовые методы проектирования для решения задачи укрепления обороноспособности России в северных и арктических регионах» — комментирует он.
В соответствии с решением Министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу на аэродроме Тикси (Республика Саха (Якутия) сформирована авиационная комендатура, которая полностью укомплектована необходимыми специалистами. Была установлена радионавигационная аппаратура, позволяющая аэродрому принимать ряд воздушных судов военно-транспортной авиации.
Арктический аэродром Тикси с 2017 года станет местом постоянного базирования самолетов фронтовой авиации и перехватчиков МиГ-31, об этом 15 октября 2014 г. сообщил главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев.
«В следующем году в обязательном порядке начинается реконструкция аэродрома Тикси. В 2017 году там будет базироваться соединение самолетов фронтовой авиации и перехватчики МиГ-31. Также МиГ-31 будут размещены на аэродроме Анадырь», — сказал Бондарев, который находится в рабочей поездке по строящимся объектам ВВС России.
Ранее главком ВВС отмечал, что Военно-воздушные силы России будут наращивать свою группировку в Арктике. В регионе развивается российская сеть аэродромов — открылись аэродромы Темп, Рогачево, ведутся работы на аэродромах Тикси, Анадырь и Воркута. Кроме того, в Арктике будет наращиваться присутствие сил Войск воздушно-космической обороны — РЛС прикроют весь Север.
В последние годы Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий. На защиту российских интересов в Арктике направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера.
Нагурское
До сих пор авиасообщение с Большой землей здесь целиком зависело от погоды: самолеты и вертолеты могли неделями ждать, когда прекратится пурга и взлетно-посадочную полосу очистят от снега, когда видимость будет достаточно хорошей, когда поменяет направление или стихнет ветер. И потому о каком-то расписании прилетов и отлетов на Нагурском речи не велось. Программа по восстановлению полноценного присутствия России в Арктике предусматриваетразвитие транспортной инфраструктуры на Земле Франца-Иосифа.
На остров Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа доставлены строительные материалы и техника весом более 11 000 тонн, а также 80 высокопрофессиональных рабочих для возведения арктических объектов. Всего на арктические острова доставлено 50 единиц тяжелой строительной техники: краны, погрузчики, тягачи и бульдозеры, 20 резервуаров для создания запасов дизельного топлива и керосина 100 кубометров каждый, а также временные здания и сооружения.
Важно отметить, что и в течение полярной ночи, которая недавно закончилась, работы не останавливались. В частности, спецстроевцами были выполнены буровые работы и консервирование скважин. С помощью доставленных грузов удастся развернуть бытовой городок для проживания строителей, построить склад материалов, устроить фундаменты в пробуренные скважины, возвести здания и сооружения, произвести кровельные работы, завершить работы по радиотехнической позиции, а также построить дороги для передвижения специальной техники.
Спецстроевцами будут развернуты административно-жилой блок, ангары под специальную технику и береговой технологический трубопровод для перекачки топлива из танкера в резервуары. Данных материалов хватит для работы строителей до конца августа этого года. Далее в течение всего навигационного периода будет выполнено 18 рейсов к Арктическим островам, ближайшие уже были осуществлены в апреле и мае.
«Для возведения объектов в Арктической зоне используется сложная логистическая схема с участием трех типов транспортировки генеральных грузов и инертных материалов, в частности, автомобильный, железнодорожный и водный. Абсолютно всё приходится завозить с материка. Это возможно сделать только во время летней навигации — всего за 4-5 месяцев», — пояснил врио начальника предприятия Олег Сиразетдинов.
В «Нагурском» уже действует аэродром. 21 апреля 2014 года здесь сел самолет погранслужбы ФСБ, который эвакуировал с Северного полюса молодежную экспедицию и детского омбудсмена Павла Астахова. Теперь аэродром будет существенно расширен.
Новый аэродром планируют построить к 2017 году в военном городке Нагурское, расположенном на территории острова Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа (ЗФИ).
Согласно информации, размещенной на сайте госзакупок, полный комплекс работы по проекту «Аэродром на острове Земля Александры» выполнит ФГУП «Главное управление строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства». Предварительно, цена договора составляет 3,6 млрд руб.
До 25 августа 2015 года планируется получить положительное заключение госэкспертизы по проектной документации, срок окончания строительно-монтажных работ намечен на 28 ноября 2016 года. Работы будут приняты до 9 декабря 2016 года.
Ранее сообщалось, что к осени 2016 года на острове Земля Александры также планируется построить новый военный городок. Стоимость проекта составляет 4,2 млрд руб. Исполнителем работ по началу строительства военных объектов стало «Главное управление инженерных работ № 2 при Спецстрое России». Согласно документации, на острове планируется строительство административно-жилого здания на 150 человек общей площадью почти 15 тысяч кв. м, возведение дороги протяженностью 8,5 км, а также инженерных сетей, склада горюче-смазочных материалов. В документе, приложенном к запросу котировок, сообщается, что на Земле Александры планируется строительство бетонной взлетно-посадочной полосы длиной 2,5 км и шириной 48 метров.
Кроме того, военные планируют возвести две площадки для базирования самолетов. Одна предназначена для двух самолетов-заправщиков Ил-78, а вторая — для четырех бомбардировщиков Су-34. Для обслуживания и охраны аэродрома потребуется 150 человек.
Столь высокая цена объекта объясняется, во-первых, очень высокой стоимостью доставки грузов на арктический архипелаг, во-вторых, применением современных технологий, которые призваны минимизировать экологические риски.
Объект будет возводиться на острове Земля Александры, который относится к территории федерального заказника «Земля Франца-Иосифа». На острове у национального парка «Русская Арктика» в круглогодичном режиме действует стационарный опорный пункт. Во время строительных работ государственные инспекторы парка будут следить за соблюдением природоохранного законодательства. Национальный парк приложит все усилия, чтобы не допустить нанесения ущерба хрупким арктическим сообществам.
Как заявил Александр Кирилов, в целях проведения контрольно-надзорных мероприятий национальный парк скорректировал свои планы на территории федерального заказника «Земля Франца-Иосифа» в части увеличения числа государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на Земле Франца-Иосифа.
Впервые на острове Земля Александры архипелага Земля Франца Иосифа создается временный аэродром сезонной годности со снеговым покрытием для посадки самолетов военно-транспортной авиации ВВС России. В настоящее время на аэродроме выполняются работы по расчистке и многослойному укатыванию снега для подготовки к приему самолетов. Длина взлетно-посадочной полосы составляет 2500 метров.
Аэродром предназначен для доставки личного состава и грузов в Арктический регион. Посадка самолетов ВТА будет осуществляться в сложных климатических условиях, непростого ландшафта с сопками и скалистой поверхностью. Летным экипажам предстоит заходить на аэродром по приводным радиостанциям с обязательным визуальным контролем полосы и только в безопасных метеоусловиях.
В апреле летчики приступили к практическим тренировкам взлета и посадки на аэродроме постоянного базирования в условиях, максимально приближенных к арктическим.
Затем в конце апреля экипаж Ил-76 Военно-транспортной авиации впервые совершил посадку на временный аэродром сезонной годности со снеговым покрытием на острове Земля Александры архипелага Земля Франца Иосифа. Самолетом были доставлены более 80 человек и около 3 тонн различных грузов, предназначенных для строительства и развития инфраструктуры на архипелаге. Полет самолета Ил-76 выполнялся в сложных метеорологических условиях и прошел в штатном режиме.
В советский период на Земле Франца-Иосифа существовали сравнимые по масштабам объекты, например, на острове Греэм-Белл.
Земля Франца-Иосифа — архипелаг в Северном Ледовитом океане, часть полярных владений России, входит в состав Приморского района Архангельской области. Состоит из 192 островов, и только три из них условно обитаемы, на них живут и работают пограничники и ученые, общая площадь 16 тыс. 134 км². Нагурское — самый северный аэропорт и погранзастава России. Расположен в северной оконечности острова Земля Александры.
Погода очень переменчивая — за 15 минут яркое солнце может сменить метель. Погранзастава «Нагурское» на острове Земля Александры была введена в строй в 1981 году. Свое название получила по имени полярного летчика Яна Нагурского, который 7 августа 1914 года совершил первые полеты на гидроплане от Новой Земли в направлении Земли Франца-Иосифа в поисках следов пропавших экспедиций Седова, Брусилова и Русанова.
spetsstroy.ru, mil.ru, ria.ru, aviator-ru.livejournal.com , rus-arc.ru