На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сделано у нас

21 подписчик

Самарская компания "УРАРТУ" разработала уникальный двигатель

Самарское ООО «УРАРТУ» ведет разработку уникального двухтактного двигателя аксиального типа мощностью 100 л/с для малой авиации. Пробный пуск двигателя, которым планируется оснащать в первую очередь беспилотные летательные аппараты и легкие самолеты, был проведен в октябре.

«Работы над силовой установкой начались еще в 2010 году по инициативе Самарского государственного аэрокосмического университета, — рассказывает директор и владелец „УРАРТУ“ Маркар Гаспаров.

— Нам было понятно, что в России большая проблема с двигателями для малых летательных аппаратов. Главная „фишка“ таких двигателей — совершенно иные массогабаритные характеристики по сравнению с, например, автомобильными. В авиации соотношение мощности и массы является определяющим».

Проект начался в рамках «дочки» СГАУ ООО «Актуальные решения», выигравшей грант по программе «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Однако по результатам первого года разработок стало очевидно, что предлагаемые технические решения сложны в реализации и не обеспечивают требуемых характеристик для авиационной отрасли. Для поиска новых технических решений была привлечена команда «УРАРТУ».

В «УРАРТУ» решили остановиться на компоновочной аксиальной схеме, предложенной Игорем Ниппардом, трудившимся тогда на ОАО «Кузнецов». Кроме того компания стала инвестором проекта.

На данное решение повлияла и прошедшая в 2011 г. встреча с представителями компания «Ё-Авто», которая конструировала «Ё-мобиль». Между компаниями было заключено соглашение о неразглашении и планировалось вернуться к переговорам после испытаний двигателя по схеме Ниппарда. Однако в 2014 г. проект «Ё-мобиля» был свернут.

Также проект вызвал интерес у директора Инновационно-инвестиционного фонда Самарской области Александра Осипова и получил финансовую поддержку.

По словам Гаспарова, в России аналогов двигателя «УРАРТУ» не существует, а выпускаемые агрегаты со стандартной схемой компоновки весят на 30% больше.

Сейчас существует договоренность об установке двигателя на беспилотники компании «Актуальные решения», которая при участии АНО «Кластерный инжиниринговый центр Самарской области» и частного инвестора планирует создать в регионе серийное производство БПЛА.

«Сейчас у нас есть понимание по поставщикам двигателей для беспилотников и пока это иностранные производители, — комментирует руководитель КИЦ Сергей Корнилов. — Но наша задача — импортозамещение. Есть договоренность по двигателю с „УРАРТУ“, компания должна провести адаптацию агрегата под БПЛА».

Также предполагается, что двигатель будет устанавливаться на моторные лодки, глиссеры, аэросани, генераторные установки и будет актуальным в мобильных робототехнических комплексах.

«Данные сегменты являются более емкими, чем авиация, и процессы сертификации здесь менее затратны», — отмечает Гаспаров.

Он также говорит, что есть реальная заинтересованность в агрегате ряда предприятий и ведомств. Остается довести продукт до серийного производства, и здесь возникают основные сложности.

«Первый запуск прошел успешно. Следующий этап — полноценные испытания. Сейчас мы определяемся с площадкой, на которой их проведем. Есть ряд организационных и финансовых вопросов, на решение которых может уйти около полугода. Для „УРАРТУ“ это проект на перспективу и сейчас компания зарабатывает на других продуктах. Поэтому придется ненадолго его заморозить», — делится проблемами директор компании.

По его словам, после завершения испытаний производство двигателя может быть запущено в Самаре при поддержке АНО «КИЦ СО». Однако ясности с производственной площадкой, в которую потребуется инвестировать десятки миллионов, пока нет. Как нет и понимания по источнику инвестиций. Сергей Корнилов сообщил, что КИЦ сейчас определяется с финансами.

Выходом из создавшейся ситуации может стать продажа патента с определенными ограничениями и последующая доводка двигателя за счет вырученных средств, рассуждает Гаспаров.

«КИЦ устраивал встречи с европейскими и южноафриканскими компаниями. Компания из ЮАР проявила заинтересованность в нашей схеме. Сейчас мы готовим предложение. Если оно будет принято, то мы можем продать патент в ЮАР с определенными ограничениями на производство. По нашим оценкам сумма такой сделки может составить около $1 млн. За счет этих средств мы можем запустить собственное производство», — рассказывает предприниматель.

Аксиальная схема со встречным движением поршней и с новым механизмом преобразования позволяет:

  1. Сократить массу и габариты на 30…40%, удвоить цилиндровую мощность без увеличения скорости поршня;
  2. Снизить вибрации, т. к. поршни в цилиндре совершают противоположное движение, вращающиеся массы уравновешиваются противовесами;
  3. Снизить механические потери, т. к. штоки-шатуны отклоняются от оси цилиндра на угол менее 1°, т. е. отсутствует боковая составляющая на поршень от газовых сил (потери в Ц.П.Г. составляют 40…50% от общих механических потерь);
  4. Снизить тепловые потери ввиду отсутствия блока головок;
  5. Организовать изохорный подвод тепла, т. е. повысить термический КПД.

 

Ссылка на первоисточник
наверх