Легендарный скоростной флот, трудившийся когда-то на транспортных линиях Самарской области, спустя 15 лет возвращается в отрасль регулярных перевозок. На судоремонтном заводе в Тольятти завершается капитально-восстановительный ремонт двух пассажирских судов на подводных крыльях (СПК).
Не сдали «Восходы» в металлолом
По планам речников, обновленные «Восходы» будут на постоянной основе перевозить пассажиров уже в грядущую навигацию.
Таким образом, бороздить просторы Волги в этом году будут три СПК. Деньги на ремонт судов выделило областное правительство.А ведь еще пять лет назад специалисты не поверили бы, что самарские СПК типа «Восход» можно снова поднять на крыло. Кстати, в подавляющем большинстве других волжских столиц аналогичный флот постигла либо участь металлолома, либо продажа в Москву и Санкт-Петербург — там крылатые машины традиционно пользуются спросом и совершают частные прогулочные рейсы. Закат местной же эпохи СПК (кроме «Восходов», по Волге курсировали «Метеоры» и «Ракеты») наступил в конце 1990-х, а окончательно этот вид водного транспорта ушел в историю в начале 2000-х.
По словам заслуженного работника речного флота РФ А.Н. Корнилова, главных причин ухода самарских судов на подводных крыльях в длительный отстой было две: «Во-первых, серьезный износ общего ресурса, а также узлов и агрегатов. Во-вторых, чрезвычайная прожорливость советских двигателей. Как совокупное следствие обоих обстоятельств — высокая стоимость обслуживания и эксплуатации. Перевозчики долго держали посильную пассажирам цену билета, но в какой-то момент это оказалось невозможным. В плане скорости и конструкции заменить СПК было нечем, да и перспективы улучшения экономической ситуации тогда выглядели туманными, поэтому по всей Волге теплоходы на подводных крыльях дружным строем попали под списание.
В Самаре же решили не спешить и не сдавать машины во вторчермет, оставили суда на приколе».Важнейшие агрегаты — под замену
Сейчас «Восходы» возвращают к жизни специалисты Тольяттинского судоремонтного механического завода. При поддержке областного министерства транспорта и автомобильных дорог, а также в рамках Концепции развития речного пассажирского флота Самарской губернии, утвержденной год назад региональным правительством, на капремонт двух крылатых судов выделено 40 млн рублей. Третье СПК не нуждается в настолько глубокой модернизации, поскольку в последнее время периодически использовалось на экскурсионных маршрутах в Ширяево и дополнительных рейсах по регулярным водным линиям.
По словам речников, в стоимость работ входит замена винтов, гребных валов, кабельных коммуникаций под внутренней обшивкой корпуса, электрооборудования и приборов, обеспечивающих надежную радионавигацию. Все это основные элементы безопасной эксплуатации скоростного флота. И, конечно же, новые двигатели вместо старых и неэкономичных. Специалистами Самарского речного пассажирского предприятия (СРПП) и техниками судоремзавода сделан выбор в пользу южнокорейских дизелей Doosan.
По словам Корнилова, из всех вариантов восстановления «Восходов» Минтранс и СРПП выбрали самый адекватный и финансово грамотный:
«Постройка двух новых СПК потребовала бы в 6-7 раз больше средств, чем капитально-восстановительный ремонт имеющихся. И я не уверен, что их сейчас возможно заказать в России. Кроме того, в конкурсной документации для ремонтников строго прописано — все работы должны осуществляться с соблюдением технических стандартов советского разработчика крылатых теплоходов, конструкторского бюро имени Алексеева из Нижнего Новгорода. Разумеется, судоремонтный завод в Тольятти имеет все необходимые сертификаты и допуски на выполнение поставленной заказчиком задачи. Силовые агрегаты тоже выбраны с толком, корейские двигатели оптимальны по соотношению „цена — качество“, а их китайские и европейские аналоги имеют ряд недостатков».
Возрождают забытые маршруты
Главная же новость для будущих пассажиров скоростного флота — это маршруты, на которых перевозчик планирует задействовать отремонтированные суда. Самарское речное пассажирское предприятие готово вновь открыть давно упраздненную водную линию сообщением Самара — Сызрань. По времени, затраченному на путь из губернской столицы в третий по величине город области, «Восходы» на порядок выигрывают у регулярных автобусных рейсов и даже у личного автомобильного транспорта. А с учетом традиционных пробок на федеральной трассе М5 «Урал» в районе Жигулевской ГЭС и Жигулевска, скорость доставки пассажиров крылатыми судами становится еще более привлекательной.
Дополнительно в СРПП прорабатывают и другой маршрут с участием СПК — в Тольятти, но по нему пока нет окончательного решения. «Восходы» обязательно будут использоваться и на традиционных направлениях из Самары, работающих каждую навигацию — пристани Поляна имени Фрунзе, Ширяево и так далее.
Перевозчик пока затрудняется назвать конкретную дату запуска новых линий и уточняет, что эта информация появится после того, как состоится приемка модернизированных в Тольятти судов.