- Истребитель на производственной площадке в сборочном цехе ПК №1. С правой стороны и слева лежат композитные детали для установки на планер самолета. Серая часть самолета собрана из композиционных материалов.
Специальная автоматизированная раскройная машина изготавливает заготовки. Затем с помощью лазерных проекций на оснастку детали происходит выкладка заготовок. Так, слой за слоем, собирается обшивка самолета.
После этого деталь «запекают» в вакуумном мешке под высоким давлением в специальном автоклаве, рассказал начальник отдела композиционного производства.
Окончательная сборка самолета и проверка оборудования под током проходит в специальном сборочном цеху. Сегодня в нем запущены сразу две линии. Один поток — самолеты, которые собираются для иностранного заказчика. Вторая — линия сборки МиГ-35 в интересах Министерства обороны РФ.
По данным экспертов, на самолете МиГ-29 доля композитных материалов составляла менее 1%, в то время как в современном МиГ-35 доля композитных материалов огромная — до 25%. Прочность композитных материалов намного выше авиационного алюминия и дюрали.
Композитный материал — это полиакриловая нить, которая сплетается в волокно и смазывается связующим материалом при определенных температурных режимах.- В левом углу фото полимерные композитные детали отдельно лежат. Серая часть самолета изготовлена из композиционных материалов.
Автор: Михаил Рычагов
Фото: РСК «МиГ» и Марина Лысцева/ТРК «Звезда»